Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Пещеристый монастырь Гегард

(Полный текст: http://bouriac.ru/BT/ARMENIA/Geghard.htm)

Гегард (в переводе с армянского -- "Копьё"), он же Гегардаванк
("Монастырь копья"), он же Айриванк ("Пещерный монастырь"), он же
когда-то "Монастырь семи церквей" и "Монастырь сорока алтарей",
расположен в ущелье горной речушки Гохт (притока реки Азат) при-
близительно в 40 км к юго-востоку от Еревана.

Причина появления монастыря именно в данном месте -- наличие
тут родника и пещерок.

Некоторые помещения монастыря частично или полностью вырублены
в скальной породе.

Предполагаемым основателем монастыря является Григорий Просве-
титель (по-армянски -- Лусаворич, 252—326 гг.) -- самый первый
армянский Католикос, по происхождению парфянин. В Армению он
попал в обозе римского ставленника Трдата III.

Эстетика сталинизма

Скажем честно: сталинизм был своеобразно и существенно эстети-
чен. Причём его эстетичность была одной из его же подпорок.

Эстетика сталинизма была разновидностью эстетики Межвоенья: в
основном продуктом скрещивания оной с эстетикой русского ампира.
От общей ("международной") эстетики Межвоенья брался функциона-
лизм.

Сталинистская эстетика не была всепроникающей (на более широкий
охват не хватило времени и ресурсов), но в ключевых местах она,
как правило, присутствовала, а кое-где и доминировала.

Области сталинистской эстетизации:
- архитектура;
- парки;
- живопись, скульптура, книжные иллюстрации;
- песни;
- кино;
- униформа.

Мотивы сталинистской эстетики:
- величие, мощь;
- добротность;
- порядок;
- труд.

По-сталинистски посадить деревья и проложить парковые дорожки,
конечно, не удавалось, но порталы, фонари, ларьки, фонтаны, ска-
мейки, лестницы, вазы, мусорницы и скульптурные добавления в пре-
делах парков могли быть сталинистскими вполне.

Основные объекты сталинистской эстетизации в архитектуре:
- главные административные здания;
- высотные дома (в Москве);
- вокзалы, пристани;
- дома культуры, кинотеатры, театры и т. п.;
- стадионы;
- школы;
- гостиницы;
- мосты.

Характерные элементы сталинистской архитектуры:
- колонны и фронтоны;
- башенки;
- шпили;
- порталы;
- лестницы с эстетичными перилами;
- арочные проезды;
- большие бетонные вазы;
- статуи трудящихся (не львов, орлов и т. п.).

Такие особенности сталинистской архитектуры, как толстые
стены и высокие потолки, были отчасти средством обеспечения
помпезности, отчасти всего лишь данью традиции.

Как относиться к сталинистскому эстетическому продукту? Да
утилитарно, то есть, в зависимости лишь от эстетических качеств:
любоваться, если сможешь, и в любом случае беречь, потому что
если он не нравится лично тебе здесь и сейчас, то, может быть, он
понравится тебе позже. Или твоим детям. Или кому-то ещё. А если
поступать иначе, то можно остаться почти без культурного насле-
дия, поскольку практически за каждым мастерписом -- какое-нибудь
большое непотребство с той или иной точки зрения. Скажем, дворцы
и замки выстраивались для эксплуататоров трудового народа, а в
подземельях замков вдобавок наверняка истязались люди. В Колизее
и других сохранившихся амфитеатрах рабовладельцы заставляли гла-
диаторов убивать друг друга ради забавы, Ватикан с его блистате-
льными музеями -- гнездилище торговцев опиумом для народа и т. д.
(Кстати, даже к нацистскому культурному наследию надо относиться
бережно: лет за 500 массам наверняка переболит, а дальше у них
будет только любопытство.)

Быдгощ ещё и вильгельминист

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/BT/POLAND/Bydgoszcz.htm)

Вильгельминизм (нем. Wilhelminismus, от имени "Вильгельм", так-
же "вильгельмовская эпоха", "вильгельмовская эра") -- время прав-
ления кайзера Вильгельма II, 1888-1918 годы в Германии. Термин
"вильгельминизм" также применяется к преобладавшим в то время
стилистическим особенностям в изобразительном искусстве и архи-
тектуре. Вильгельминистский стиль в архитектуре -- крупноразмер-
ное насыщенное необарокко с примесью неоготики (иногда неоготика
преобладает), преимущественно краснокирпичное или серопесчанико-
вое, с нередкими аллюзиями на замки типа "шлосс" и чуть реже --
на замки типа "бург". Вильгельминистская архитектура была очень
представительной, отражала величие Германской империи, прочно
опирающейся на немецкие традиции. Можно сказать, она выражала
идею германизма.

В Быдгоще-Бромберге архитектурный вильгельминизм представлен
очень хорошо. Быдгощ -- город, благопряитный для размышлений о
Германии, империях, европеизме, закате Европы.

* * *

Я самолично пристально наблюдал в поезде, как поляк средних лет
прежде, чем поместить собственные ноги на сиденье напротив, снял
с них кроссовки. Местные сопляки, особенно побывавшие в Германии,
в таких случаях, наверное, уже не утруждают себя манипуляциями со
шнурками, а взгромождают нижние конечности "as is", со всеми
остатками собачьего дерьма, какие удалось на них собрать.

* * *

Пеший путь от железнодорожного вокзала "Быдгощ глувны" до Ста-
рого города сопровождался вынужденным вдыханием неимоверного ко-
личества достижений цивилизации выхлопных газов. А ведь поляки
вдобавок много (нет, ОЧЕНЬ много!) курят, причём нередко даже
прямо на улицах.
Променад вокруг Мельничного острова был несколько замусорен,
но всё же далеко не на индийском или арабском уровне.
Ни разу не встретился туристический стенд с картой города и
жирной красной точкой "You are here".
Цена захода в туалет на быдгощском железнодорожном вокзале --
2.5 злотых. Плюс автомат, принимающий деньги, не приспособлен для
принятия банкнот и не выдаёт сдачи, так что успеть добежать до
туалета -- это здесь только половина дела, а дальше -- как пове-
зёт. И что, это тоже -- забота о трудящихся?!
А ещё мне очень не понравилось обилие строительных работ в
Старом городе и на подходе к нему: всякие такие работы, как пра-
вило, означают, что кто-то тянется крушачими ручищами к моим лю-
бимым древностям. Плюс загораживаются те из них, какие ещё можно
смотреть.

* * *

Возле обувного магазина мучился на тротуаре голубь: то ли от
травмы, то ли от инфекции, то ли съел чего, и это отразилось у
него на моторике. У него то не получалось взлететь, то он уже
улетал куда-то вверх, а потом снова оказывался на земле. Продав-
щица обувного магазина вызвала наряд полиции (наша милиция думаю,
послала бы её подальше -- к пожарным спасателям). Пара полицейс-
ких прибыла, полицейская дама изловила голубя, надев пластиковые
перчатки, и посадила в выделенную продавщицей картонную коробку,
в крышке которой её напарник напрокалывал дырок шариковой ручкой.
Конца этой истории я не видел, но я так понимаю, что ждали специ-
алиста по животным, а не фургончика из живодёрни. Это к теме жес-
токости "мира капитала": меня в детстве так запугали капитализ-
мом, что я до сих пор иногда ловлю себя на удивлении тому, что
западоиды, как правило, удерживаются от людоедства, охотно
уступают друг другу дорогу и т. д.

Пожар в Соборе Парижской Богоматери как индикатор жуткости ситуации в Европе и вообще

(Продолжение тезисов)

13. Можно считать, что европейские либерасты вот уже просрали и
Собор Парижской Богоматери.

14. Душка Макрон очень старается обернуть катастрофу с Собором в
свою пользу: он собирается восстанавливать этот собор
БЛИСТАТЕЛЬНО -- и всех возвышенно единять по этому поводу.

15. Деревянные конструкции на чердаке Собора, оказывается, были
аж XIII века -- из дубов такого размера, какого уже не найти.
Это к вопросу о качестве древних строительных материалов.
Напомним себе, что и Венеция стоит до сих пор частью на древ-
них дубовых сваях (правда, они начали разрушаться из-за того,
что моторные катера своими винтами разгоняют ил, изолирующий
древесину).

16. Если деревянный чердак держался 700 лет, а теперь вот сгорел,
почему не задуматься, наконец, о том, что ситуация с безопас-
ностью за истёкшие 700 лет значительно ухудшилась во многих
аспектах -- из-за курильщиков, электричества, скоплений лег-
ковоспламеняющихся, взрывоопасных и ядовитых веществ и вообще
из-за всяких достижений химии и физики. Кстати, и катастрофа
типа Чернобыльской была в Средние века невозможна.

17. Люди, не разложенные псевдододостижениями цивилизации, были
инициативнее и эффективнее борьбе за выживание. В любой бело-
русской деревне ещё 40 лет назад на каждом доме была прибита
табличка с рисунком ведра, топора или лестницы: означала, с
чем бежать на пожар обитателям этого дома. Случись в Соборе
пожар 600 лет назад, тут же сотни людей устремились бы с
вёдрами от Сены к Собору и обратно. 15-го же апреля 2019 года
тысячи остолопов только стояли и глазели, раскрыв рты, или
делали фото- и видеосъёмку "исторического момента", чтобы
выложить в интернете, а некоторые, может, даже удовлетворённо
млели от того, что им довелось увидеть ТАКОЕ.

О сгорании Собора Парижской Богоматери

1. Трудно было даже предположить, что В НАШЕ ВРЕМЯ возможно
ТАКОЕ. Получается, в вопросах безопасности, не только пожар-
ной, вы ещё дети безмозглые. Какое доказательство этого ещё
нужно?! Чтобы вдобавок и Лувр сгорел?! Тьма "спецов" гордо
надувает щёки, а Собора Нотр Дам не уберегли...

2. Либерстнутая или тоталитарнутая долбануть вот точно так же
сожжёт всю планету. Ну, ввергнет в глобальную катастрофу
природопользования или в Третью Мировую войну. Теперь в это
верите -- или всё ещё нет? Ой, наверняка ведь "всё ещё": уж
кто б из мизантропов сомневался...

3. Скорее всего, поджог устроили чернявые иммигранты, задейст-
вованные в ремонте собора. Может быть, курильщики и/или тер-
рористы. Кстати, в Средние века наверняка первая же ночь
после пожара в Соборе стала бы для кого-то очередной Варфо-
ломеевской, а нынче народ уже не тот.

4. Душке Макрону на головёнку ещё и этот позор. Похоже, Макроша
-- наихудший послевоенный президент Франции. Может, лучше бы
он умер ещё в раннем детстве. Ведь трудно даже придумать, что
такое можно ещё поджечь, чтобы потеря превзошла теперешнюю.
Разве что Ватикан, Зимний дворец с Эрмитажем в Петербурге или
какую-то из перворазрядных картинных галерей в Европе (к при-
меру, Уффици).

5. Достали соболезнования французам, быстро-быстро высказанные
главными либерастическими деятелями во всяких твиттерах.
Собор ещё горит, а эти уже рисуются по поводу катастрофы.
Придурки, ну при чём здесь французы?! Нотр Дам де Пари --
это ВСЕЕВРОПЕЙСКАЯ ценность. Даже ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ.

6. Умные люди опасались, что Собор будет превращён в МЕЧЕТЬ
Парижской Богоматери, а что его просто сожгут, даже не при-
ходило в головы.

7. Чтобы так долго и бурно полыхать, нужно ОГРОМНОЕ количество
горючих веществ. Вопрос: и откуда ж оно взялось на чердаке
собора?! Может, там хранили дрова, сено, запасные алтари,
церковные горюче-смазочные материалы? Или террористы месяцами
натаскивали туда в штанах бутылки с бензином?

8. В прямом репортаже я видел только одну струйку воды, устрем-
лённую с земли в пламя. Почему не десять? Опасались, что сво-
ды не выдержат тяжести воды? А подсунуться с углекислым газом
или жидким азотом было никак? Горело-то долго, могли бы что-
то особое сообразить. Наволокли бы внутрь Собора "сухого
льда", к примеру (но тут я категоричным не буду).

9. Русскоязычная репортёрка "Евроньюс", трындевшая в прямом
эфире про пожар и упоминавшая каких-то ВалУа вместо ВалуА,
несколько раз с удовлетворением сообщала, что "к счастью,
никто не пострадал". Это почти то же, как "немцы заняли
Москву, зато никто не погиб". Лучше бы оказалось, что пали
смертью храбрых двадцать героев, но Собор был спасён. Я
почти вижу, как разбегаются от пламени потенциальные его
тушильщики, чтобы обеспечить либерастам это самое "к
счастью".

10. Особенно достала новость "к утру пожар удалось локализовать":
после смерти пациента удалось, наконец, сбить его высокую
температуру. Это ничего, что к утру в Соборе выгорело почти
всё, что могло гореть? Уроды.

11. Версия о террористическом акте и "просто" поджоге якобы уже
исключается экспертами. Не сомневаюсь, что так и останется,
вот только не потому, что это реально не террористический
акт, а потому что может быть практически невозможно отыскать
на месте такого пожара какие-то доказательства поджога.
Чтобы поджечь, достаточно ведь всего лишь чиркнуть спичкой в
подходящем месте. Или бросить окурок. (Кстати, от брошенного
окурка в принципе может потянуться -- или уже потянулась! --
такая цепочка событий, на конце которой будет Третья Мировая
война. Частью отсюда неприязнь дальновидных людей к куриль-
щикам.)

12. В связи с этим пожаром будут трындеть (уже трындят) о всеоб-
щих горячих переживаниях, о щедрых пожертвованиях на восста-
нвление, а вот о причинах, первопричинах и о том, как предот-
вращать, ни за что говорить не будут. И делать что-то сущест-
венное ради неповторения таких катастроф не будут тоже.

Лично я в таком состоянии, что не избить бы кого в ближайшее
время. Фиг вы дождётесь от меня "высокой грусти".

Много чего я написал нечитаемого. Но самый нечитаемый из моих
опусов -- это, наверное, "Общая теория безопасности". Во всяком
случае, никто мне по его поводу не присылал ни благодарностей,
ни гадостей. И ведь зря вы так. Вот уже и Собор Парижской Бого-
матери сгорел...

В газетке "USA Today" обозвали сгоревший Нотр Дам 'historical
landmark' (landmark -- это бросающийся в глаза объект местности,
достопримечательность). Нет, не landmark это, дорогие пиндосы, а
одно из самых-самых средоточий материальных подпор европейского
духа. У вас там подпор такого возраста и значения пока что нету.

Об иранских садах, дворцах и мечетях

Сюда:
http://bouriac.ru/BT/IRAN/Shiraz.htm
http://bouriac.ru/BT/IRAN/Yazd.htm

  Об иранских дворцах. Они не размашистые, с небольшим количест-
вом помещений, зато насыщенные декорумом, тщательные в отделке и
существенно дополненные оформлением окружающего сада (bagh), в
котором обязательно имеется водоём (как правило, мелкий бассейн
в форме вытянутого прямоугольника). Иранцы предпочитают строить
не одно большое здание, а несколько павильонов, располагаемых в
удалении один от другого. Нередкий компонент павильона -- веран-
да. Павильоны, сад, водоёмы образуют одно целое, части которого
согласованы между собой.

  В иранских дворцах и мечетях была популярна зеркальная отделка.
В мечетях это только мозаки из маленьких кусочков зеркал, во двор-
цах -- ещё и "нормальные" зеркала большого размера. Говорят, это
повелось со времени, когда зеркала привозились из Европы и не все
из них добирались до места неповреждёнными.

Пасаргады как исчезнувшая столица

(Полный текст: http://bouriac.ru/BT/IRAN/Pasargadae.htm)

   От брошенных городов с каменной застройкой, как правило, оста-
ётся много больше материала, чем можно наблюдать в Пасаргадах.
Даже если захватившие город  враги "не оставляют камня на камне".
И даже если рядом появляется деревня, в которую тащат строймате-
риал все, кто решили улучшить свои жилищные условия.

  Предположим, что враги в Пасаргадах не только не поубирали кам-
ни с камней, но но ещё и подробили их. Тогда должны остаться за-
лежи щебня. Но их здесь тоже нету. Значит, порастирали камни в
пыль...

  Возможно, годный материал вывезли в своё время в Персеполис. Но
кое-что оставили в ещё находившихся в пользовании постройках, ко-
торые потом и пошли на развитие деревни.

  Ещё объяснения:
   - город был в основном глинобитный и/или деревянный (древесину
     потом пустили на дрова);
   - город "зачистили" из каких-то соображений;
   - города никогда и не было, а был только дворцовый комплекс;
   - город был, но очень маленький: с нынешнюю соседнюю деревню;
   - город на месте деревни как раз и стоял, а дворцовый комплекс
     находился чуть в стороне от него.

Фатехпур-Сикри как тренировочная площадка Акбара Великого

(Полны текст: http://bouriac.ru/BT/INDIA/Fatehpur-Sikri.htm)

  Фатехпур -- Город победы -- был столицей Империи Великих Мого-
лов с 1571 по 1585, а Сикри -- это такая деревня, там же. Фатех-
пур-Сикри расположен в 39 км от Агры.

  В Фатехпур-Сикри сохранились:
    - огромный дворцовый комплекс, в котором есть много чего
      архитектурного, но ничего из мебели, посуды и т. п.;
    - огромная блистательная Пятничная мечеть (Джама Масджид)
      крепостного типа;
    - часть городской стены с одними воротами;
    - Слоновья башня (Хиран Минар).

Безгамлетовый Хельсингёр

(Вся статья - здесь: http://bouriac.ru/BT/DENMARK/Helsingoer.htm)

  Хельсингёр -- редкостно приятный городок с дорогим питанием. В
этом городке сотни ракурсов напрашиваются на фотографирование,
лишь бы повезло с погодой.

  Название "Хельсингёр" (местный вариант: Helsingoer, по-датски
читается таки Эльсинор) происходит от слова "hals", означающего
"шея" и "узкий пролив". Helsinger -- это "люди узкого пролива". А
Helsingoer -- это, получается, место, где они кучкуются.

  Замок в Хельсингёре называется Кронборг (Kronborg).

  На шведском берегу напротив Хельсингёра -- шведский город
Хельсингборг (Helsingborg) -- "замок при узком проливе".

  Таким образом, вот датские (а заодно и шведские) слова нам в
мозг:
    hals -- шея
    kron -- корона
    borg -- замок

  Название "Эльсинор" (Elsinore) -- это "классический" английский
вариант. Скажем проще: старый. Дошедший до Шекспира, возможно,
через посредство каких-нибудь французов (у них как раз буква "h"
не читается).

  Итого имеем:
    Helsingoer  -- в Дании
    Helsingborg -- в Швеции
    Helsingfors (он же Helsinki) -- в Финляндии;

  (fors, forsar -- это стремнина у шведов).

Загадочные армяне

(Прибавка сюда: http://bouriac.ru/CRP/Shaginyan.htm)

  Я так понимаю, что своего Иерусалима (ну, аналога его) у армян
нет, поэтому они примазываются к чужому -- еврейскому: в Иеруса-
лиме, в Старом городе, имеется даже Армянский квартал (не за-
строенный четырёхугольник между четырьмя улицами, а чуть больше).
Википедия: он "...составляет 14% всей территории Старого города.
Армянский квартал расположен в юго-западной части Старого города,
южнее Яффских ворот, между башней Давида и горой Сион. Считается,
что он расположен на месте дворца царя Ирода Великого."


  Чтобы лучше понять армян, можно сравнить их, к примеру, с гру-
зинами. Оба народа -- можно сказать, реликтовые. У обоих -- свой
язык без близких родственников, своя древняя письменность, своя
отдельная христианская церковь. Ландшафтно-климатические условия
у тех и других похожие (у армян нет моря, зато есть озеро Севан).
Расовые типы близкие, но армяне чернее и волосатее грузин, хотя
на первый взгляд, вроде, куда уж более (на самом деле среди гру-
зин попадаются тёмно-русые и голубоглазые). Как армяне, так и
грузины в позднесоветское время любили носить кепки-аэродромы.
Грузины, как и армяне, любят торговать и мигрировать с Кавказа, а
ещё пить вино, есть шашлык и долму. Армяне и грузины нередко жили
вперемешку: в Тбилиси до революции 1917 года армяне даже являлись
преобладающим этносом. Чуть-чуть живут вперемешку до сих пор: в
основном армяне в Грузии, а не наоборот. Но вот грузинскую цер-
ковь вне Грузии встретить трудно (одну я в Ялте видел: церковь
Святой Нины), а армянских хватает (и армяне борются за открытие
дополнительных).

  В 1918 году имела место позорная армяно-грузинская война.

  Армянам Армени грузины Грузии очень нужны, потому что только
через их территорию армянам можно спокойно выбираться из Армении
сухопутным путями и возить туда-сюда свои армянские грузы. Грузи-
нам от армян большого прока нету. Даже наоборот: вносятся сложно-
сти в отношения с Азербайджаном, Турцией, а где-то и США. Езду
армян через свою территорию грузины терпят из гуманитарных сооб-
ражений и ради транзитных пошлин, а ещё чтобы не развонялась ООН.

  Гипотеза: армяне -- региональные евреи: универсальные виноватые
на местном уровне на разные случаи жизни азербайджанцев, иранцев
турок, грузин и др. Занимая серединное положение в региончике,
армяне имеют возможности для враждования со всех сторон, а в ка-
честве союзников они не очень интересны, потому что малочисленны и
ничем особенным не богаты, кроме волосатости.