streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Category:

Олег Даль, интеллигентятина и феномен моды.

Не столько сам Олег Даль интересен, сколько наворочанная вокруг
него интеллигентятина.

По-видимому, у интеллигентов есть подсознательное отвращение к
нормальному, здоровому, жизнеспособному. Для обожания им требуется
что-нибудь с вывертом, с дефектом, с абсурдинкой.

Если интеллигенты похватывают какую-то в целом здоровую концеп-
цию, то либо из-за её недостатков, либо из-за возможности приме-
нять её неуместно и во вред. Это обусловлено большой поддаваемос-
тью интеллигентов модам, в том числе интеллектуальным, а она, в
свою очередь, вызывается слабостью их интеллигентских умов, кото-
рая маскируется нахватанностью в части чужих интеллектуальных
достижений (они по преимуществу, конечно, ПСЕВДО-, но выглядят
как настоящие).

О моде вообще. Человеку свойственно как стремление подражать
группе, так и стремление оригинальничать. Соединение этих стрем-
лений и порождает феномен моды. Следуя моде, не особо разумный
индивид применяет расхожий способ выделиться, то есть и ориги-
нальничает, и подражает одновременно, а значит, получает двойное
удовольствие.

Если некоторая мода перенимается значительным числом людей, то
она перестаёт выделять, иначе говоря, отвечать своему назначению,
и далее либо становится новой устойчивой нормой, либо сходит,
уступая место другой моде.

Рациональное, как правило, безвариантно или маловариантно, тог-
да как возможных отклонений от рационального -- великое множест-
во. Поэтому мода почти всегда предлагает отклонения от рациональ-
ного, а не варианты рационального. Другими словами, модное почти
всегда абсурдно, неутилитарно и имеет лишь знаковую функцию: по-
казывает, что его носитель -- якобы особенный, передовой и вдоба-
вок довольно состоятельный ("может себе позволить") индивидуй,
только не отрывается от коллектива себе подобных. Из-за абсурд-
ности модного вышедшее из моды, как правило, смотрится нелепо,
а то и уродливо, даже для тех, кто им увлекался, пока длился сооот-
ветствующий массовый психоз обожания.

Кстати, во времена СССР в интеллигентских кругах было принято
критично ныть о том, что отечественная лёгкая промышленость не
способна производить вовремя и в достаточных количествах модные
вещи. Это нытьё шло от непонимания феномена моды: модным может
быть только дефицитное, а то, что доступно почти каждому, -- не
выделяет в толпе, то есть, не отвечает назначению модного.

Модный Даль. Повышенная популярность киноактёра и т. п. Олега
Даля более-менее объясняется феноменом моды. Интеллектуальные
моды, как правило, меняются медленнее, чем, скажем, моды на
штаны, поэтому зачастую складывается впечатление, что имеешь дело
не с модой, а с оправданным устойчивым интересом (правда, мода
может действительно перейти в устойчивый интерес -- если удастся
заслонить реальность особо мощной благообразной фикцией, в кото-
рой будет долговременный пропагандистский интерес). Олег Даль --
это сегодня модный объект интеллектуального паломничества:
популярный повод для среднего интеллигента поправедничать,
понаслаждаться утончённым и правильным собой, поприобщаться к
вечным интеллигентским псевдоценностям.
Tags: Олег Даль, грызу
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments