streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Category:

Как Иисус Христос спасал лично меня

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/ARTICLES/Critical_Miniatures.htm)

ИИСУС НАЗАРЕЯНИН (1-33).

Иудейский моралист-проповедник. Больше известен как Иисус
Христос. После своей мучительной смерти стал "центром кристалли-
зации" для религиозного движения, постепенно развившегося до все-
мирной церкви, от которой отпочковались ещё несколько церквей и
множество сект.

Некоторые доморощенные скептики вопрошают: а что хорошее этот
Иисус сделал?

Отвечаю. Иисус является признанным автором простой, но зачас-
тую весьма эффективной идеи "непротивления злу насилием". Суть её
в следующем. Чтобы хотя бы частично избавить себя от конфликтов и
уменьшить конфликтность общества в целом, надо, не мудрствуя,
начать с себя самого: перестать отвечать на удары. Может быть,
противнику надоест ударять вас -- если у него нет острой потреб-
ности в вашей смерти (чтобы съесть вас, к примеру) или в подчине-
нии вас, а он всего лишь боится, что вы сами будете его бить и
подчинять. У того, кто бьёт вас, может пробудиться соображалка,
жалость или совесть -- и тогда он, наверное, прекратит насилие
тоже. Разумеется, такой подход срабатывает не всегда, но для
нехороших случаев у Иисуса было про запас "не мир принёс я вам,
но меч".

Ещё важные идеи у Иисуса:

- "не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе
сокровища на небе" (= человек должен самоутверждаться,
обустраиваться и обеспечивать своё потомство не через
богатство, а через "хорошее поведение");

- "суббота для человека, а не человек для субботы" (= порядок
должен "работать" на благо людей, а не люди должны страдать
ради торжества порядка);

- "не нарушить пришёл я, но исполнить" (= далеко не всё в
старых представлениях о правильном есть наивная чепуха).

Иное дело, что указанных идей Иисуса оказалось не достаточно
для построения благополучного общества и что номинальное приня-
тие учения Иисуса не удерживало очень многих людей от ужасно
жестоких деяний.

Но мы только потому имеем сегодня возможность уверенно говорить
о том, что подход Иисуса не сработал, что Иисус со товарищи
ПОПРОБОВАЛ: обеспечил нас, потомков, обильным экспериментальным
материалом. Мы можем двигаться в вопросах практической морали
дальше Иисуса благодаря тому, что в состоянии опереться на его
опыт. Получается, он таки страдал на кресте ради нас -- и стра-
дал очень не зря.

Среди прочего, печальный опыт Иисуса показал всяким подвижникам
пределы их возможностей влияния на человеческую массу. Народ,
чуть что, начинает орать "Распни его, распни!". После Иисуса под-
вижники это, как правило, учитывают, и получается, что Иисус мно-
гим из них спас жизнь. СПАСИТЕЛЬ он, как ни крути, -- пусть и не
в том смысле, какой принят в церквях его имени.

Что хорошее сделал Иисус -- надо же. Меня он вот спас, к приме-
ру. От чего-то вроде распинания. В основном благодаря Иисусу я --
до сих пор живой, благополучный, много путешествующий мизантроп
-- сибарит, гедонист и эстет.

И таки да, есть сомнения в том, насколько настоящий Иисус похо-
дил на новозаветского и насколько приведенные идеи являются его
собственными, а не приписанными ему.
Tags: критические портретики
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments