streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Categories:

Про то, как меня повязали в славном городе Алматы

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/BT/KAZAKHSTAN/Almaty.htm)

Про то, как меня повязали в Алма-Ате (крайне редко даже я нары-
ваюсь на приключения). Было, конечно же, очень интересно, спаси-
бо, но мои фотоматериалы всё же лучше было мне же и оставить.

Итак, шатался я по улицам в блаженном настроении и фотографиро-
вал то и сё. Заинтересовало меня одно тёмное здание на углу, за
металлической оградой из вертикальных прутьев. Брежневский функ-
ционализм, но не без фигуристости. Очень уж соблазнительный как
образец репрезентативной советской архитектуры образца приблизи-
тельно начала 1970-х. Я стал щёлкать его и так, и этак, даже
просунул фотоаппарат между прутьями ограды, о, Господи! Едва от-
метил краем сознания, что шильды на фасаде отсутствуют, как из
здания вышел плечистый гражданин в чёрной униформе без опознава-
тельных знаков. Я сразу сдался без боя и прошёл с ним внутрь
таинственного объекта.

Рук мне не заламывали, но наверняка дошло бы и до этого, если
бы я не был таким добрым, отзывчивым и сговорчивым, какой я есть.

Внутри оказалась охрана спецназовского вида, с автоматами Кала-
шникова. Попросили всё выложить, пройти через "миноискатель". За-
интересовались моими шпионскими супер-часами с двумя циферблата-
ми, термометром и компасом. Проверили звонки и фотографии на слу-
жебном мобильном телефоне, который я взял в поездку из-за роумин-
га. Показалось, что одно фото -- как бы с кровью. Я ответил, что
не помню, что там такое, и обратил внимание на дату снимка, кото-
рая была очень древней. Мой собственный мобильник и вовсе удивил
своим старинным видом, о чём мне было сказано. Может, он меня и
спас.

Мне понравилось, что сотрудник, досматривавший мои вещи, чуть
ли не шарахнулся от моих денег, когда я их вывалил на стол из
карманов.

Призвали своего технического спеца, и он стал проверять фото-
графии на моей флэшке.

Меня уверяли, что на ограде имелся плакатик, запрещавший фото-
графирование, а я уверял, что такого платкатика там не было
(по-моему, прав был я).

Я предложил стереть "криминальные" фотографии и вернуть мне
SD-карту. Спец сказал, что у меня ведь сохраниться возможность
восстановить снимки и что поэтому мою флэшку конфискуют. Было
возможно техническое решение этой проблемы, но я от волнения не
сообразил, спец -- тоже.

Моего второго фотоаппарата, вроде, не проверяли, потому что я
заявил, что на их видеокамерах должно быть видно, что я его даже
не доставал. (Замечу, что, как правило, я делаю снимки на ДВА
фотоаппарата. Частично снимки на них дублируются. Это на всякие
нехорошие случаи типа описаннного.)

Сотрудник, смотревший мой паспорт, спросил, в скольких странах
я побывал. Я честно ответил, что Казахстан -- 37-й в моём списке.
Потом он спросил, сколько языков я знаю. Я сказал, что понятие
"знаю" -- неопределённое, и что на языках семи я дать какие-то
показания смогу. В общем, супер-шпион, аж мне самому стало слегка
страшновато. Технический спец предложил мне выразить что-нибудь
по-французски. Я выразил. Он сказал, что произношение у меня --
не очень. Придрался, конечно. Я вежливо ответил, что так практики
ведь не хватает (кругом, сами понимаете, кто, а во Францию не на-
ездишься). Потом я ещё чевой-то говорил на разных языках и объяс-
нял, что я в этом не виноват, а просто жизнь так сложилась: рабо-
та с иностранцами, заскок на путешествиях, случившийся из-за
трудного советского прошлого -- пересиживания за "железным зана-
весом".

Мой паспорт с иранской визой и пограничными отметками ряда
арабских государств, само собой, настораживает, да и одеваюсь я
так, что трудно не догадаться о моей неустранимой агрессивно-ар-
мейской сути.

Я не скрывал, что я бывший офицер: не такое уж там было и офи-
церство (для красного словца только, даже убить никого не успел).
Вообще, я почти все карты спокойно на стол выложил, включая план
поездки и распечатки брони гостиниц. Сработало.

Надо сказать, в целом мне эти люди понравились. А их неадекват-
ное отношение к карточке памяти моего фотоаппарата можно объяс-
нить нетипичностью ситуации: я свалился на их головы неожиданно,
поскольку иностранные шпионы тут ловятся далеко не каждый день.

Мне пришлось написать под диктовку краткую объяснительную за-
писку. Спросил, на чьё имя адресовать, ответили: ни на чьё.

На прощание ихний технический спец пожал мне руку. Вообще, рас-
стались, можно сказать, тепло. Ещё немного, и обменялись бы адре-
сами электронной почты. В порыве чувств я уже начал было реклами-
ровать свой опус по аналитической разведке, но вовремя сказал
себе "стоп".

Правда, из-за этой милой встречи пропали почти все мои фотогра-
фии приятного города Шымкента и кое-что из ташкентских снимков.

Вот не буду утверждать, что в этой истории проявилась кое-чья
культурная недоразвитость, следствие недавности переселения из
юрт в стационарные дома: нелепостей такого рода хватает и в
самой что ни на есть Европе. Был случай: в Бресте после одного
фоткания в центре города за мной выслали старлея проверить, а кто
ж я такой, и записать данные моего паспорта. Старлею было стыдно-
вато выполнять этот приказ, и я был приветлив на всю катушку,
чтобы облегчить человеку нелучший момент его жизни.

Полагаю, Казахстану -- и Узбекистану -- был нанесен некоторый
ущерб: без фотографий я ведь не смогу убедительно рассказать о
неимоверных достоинствах указанных стран, а вот рассказать о про-
исшествии я -- как честный человек -- просто вынужден. В общем,
дорогие коллеги-путешественники, лучше не фотографируйте с малой
дистанции таинственные здания в Казахстане (да и в других стра-
нах тоже), поскольку это может обойтись дороговато. Признаки зда-
ний, вида которых лучше не фиксировать для истории:
- основательная ограда;
- невозможность приблизиться к зданию через открытые
ворота; замок на калитке;
- камеры видеолаблюдения;
- отсутствие шныряния людей беспечного вида;
- шильда с неопределённым текстом или отсутствие таковой;
- окна, за которыми никого и ничего не видно;
- общее мрачноватое впечатление (= интуиция начинает вам
что-то подсказывать).

Что может отсутствовать при таких зданиях:
- видимая охрана;
- колючая проволока в верхней части ограды;
- знаки, запрещающие фотографирование.

Как в некотором смысле спец по безопасности, скажу блюстителям
секретов так: вы лучше либо совсем уж маскируйтесь (занимайте
неприметное здание, а не архитектурный почти-шедеврик, вывешивай-
те невинную шильду, вежливо принимайте на входе случайных любо-
пытствующих посетителей, предполагающих заодно воспользоваться
вашим туалетом), либо удаляйтесь в леса, под землю, на террито-
рию воинских частей, в глубину правительственных кварталов, либо
выставляйте видимую грозную охрану.

Кстати, ради дружбы и мира я готов консультировать по вопросам
маскировки и защиты всяких таких учреждений почти бесплатно. Тем
более, если дело касается народов, мне особо симпатичных: каза-
хов, грузин и др.

Понимаю, что алматынской архитектурой мало кто интересуется так
же дотошно, как я, поэтому происшествия типа моего случаются очень
редко, из-за чего у вас даже нет стандартной формы объяснительной
записки для заловленных "фотографов".
Tags: Казахстан, поездки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments