streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Categories:

Про итальянистую немецкость Потсдама

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/BT/DEUTSCHLAND/Potsdam.htm)

Кронпринц Фридрих Вильгельм IV, похоже, хотел стать ИТАЛЬЯНСКИМ
королём, а не немецким: жить и править в стране, где легко вызре-
вает хороший виноград и всюду валяются обломки римской цивилиза-
ции. Если Фридриха II тянуло к Франции, то указанного кронпринца
-- к Италии и только к ней. Такой вывод напрашивается после зна-
комства с дворцовым комплексом в Потсдаме: там много копированной
концентрированной итальянистости, античности, ренессанса -- в до-
полнение к французистому барокко, оставшемуся от Фридриха II.

Готика -- по происхождению не немецкий стиль, но профессорская
готика (она же неоготика и псевдоготика) давалась лучше всего
именно немцам (см. Кёльнский собор, Votivkirche в Вене и т. д.).
Аналогично немцам в XIX веке, похоже, лучше других давалась про-
фессорская итальяника. Во всяком случае, в Потсдаме: такие италь-
янистые виллы, как "римские бани" в потсдамском дворцовом комплек-
се, в самой Италии встречаются отнюдь не на каждом шагу, а скорее
как редкие радующие включения в обильную серятину.

Если положить руку на сердце (ну, на рёбра возле него), то надо
будет признать, что потсдамский Новый дворец смотрится эффектнее
даже Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: архитектурно сложнее,
декорированнее и в то же время компактнее, человечистее. Потсдам
-- это профуканная изысканная объединяющая немецкость, которую
Германия могла благотворно источить на остальной мир, но не исто-
чила, потому что вот как-то не сложилось, отвлекли. Потсдам -- это
то, на что почтительно смотрят, не понимая, -- как на неразгадан-
ные древние письмена, вроде египетских до того, как к ним прило-
жился Шампольон. Восхищаются детальками, но не улавливают общего
смысла послания. Потому что он приоткрывается только иногда, когда
ты оказываешься в редком состоянии просветления и начинаешь не то,
чтобы видеть глубинное, но хотя бы замечать, что оно где-то там
есть. Накопление, охранение, очищение, усиление, упорядочивание,
интеграция, распространение культуры, поднимание человеческого к
сверхчеловеческому -- вот приблизительно это есть истинная герман-
ская миссия, обозначившаяся в XVII веке и начавшая было в XIX веке
брать, наконец, верх над "слишком человеческим".
Tags: Германия, поездки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments