streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Category:

Византизм, азиатчина и проблемы России

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/BT/RUSSIA/Russia.htm)

Среди русскоязычных не-совсем-любителей России, которые шибко
закультурились, но не прониклись здоровым скептицизмом в отноше-
нии интеллигентской галиматьи, распространено мнение, что соци-
ально-политические особенности России (недемократичность и в то
же время общинность, тяготение к рабогосподским отношениям и т.
п.) предопределены её таинственным ВИЗАНТИЗМОМ, хватанутым в IX
вместе с православием. Ещё версия: загадочная "азиатчина нас
душит". Можно и смешать эти версии: русским мешает хорошо жить
якобы их византизмоазиатчина.

Между тем, в КАЖДОМ углу Европы люди немножко не такие, как в
других её углах (хотя удаётся находить и очень похожих межу собой
людей из разных углов), и живут не особо хорошо, потому что хоть
что-нибудь им да мешает. Россия особенная, потому что особенной
является вообще ЛЮБАЯ страна, даже такая маленькая, как Албания
или Эстония. Россия кажется особенно особенной, только если в её
специфику пристально всматриваться -- и не обращать внимания на
то, насколько различаются друг от друга её соседи.

Православие относится к более-менее особенностям России, но оно
очень незначительно повлияло на остальные её особенности. Визан-
тизм -- это вздорная интеллигентская фикция. Как и азиатчина.

Границы преимущественного распространения православия легли
одним образом, границы "византийского мира" -- другим, границы
расползания славянских языков -- третьим, границы диффузии сла-
вянских и тюркских генов -- четвёртым, границы между бедными и
богатыми странами Европы -- пятым. Вдобавок эти границы всегда
были более-менее нечёткие и/или перемещающиеся.

Кстати, в Белоруссии мы можем сравнивать на одном и том же
человеческом материале, как что душит: азиатчина, европейщина.
Так вот, в Белоруссии католики и православные не отличаются в
образе жизни и менталитете ничем, кроме того, что ходят в не
совсем одни и те же храмы. Моя супруга была крещена католичкой,
дочку крестила в православии (зачем -- не знаю), ставит свечки
на всякий случай и в костёлах, и в церквях (что попадётся под
настроение) -- потому что не чувствует большой разницы между ними
(отмазка: бог всё равно везде тот же самый) -- а лично я, тоже
вполне себе белорус по всем параметрам, кроме фамилии, охотнее
таскаюсь в мечети и синагоги (лишь бы они были хороши в архитек-
турном отношении), но благоговейной дрожи нигде не чувствую, даже
в индуистских святилищах перед изображениями Шивы. Раскол на за-
падоидов и вестоидов в Белоруссии идёт вовсе не от конфессий:
скорее, наоборот, раздувальщики антироссийских настроений стара-
ются притягивать к этому делу католицизм, чтобы и он подсобил.
Если на западе Белоруссии больше западоидов, а на востоке --
вестоидов, это от того лишь, что на западе проще ездить в Польшу
и Литву, а на востоке -- в Россию. А с кем поведёшься, от того и
наберёшься. Вдобавок Польша обхаживает свои Kresy Wschodnie и
впаривает белорусскому плебсу "карту поляка", а католицизм тут
сбоку припёка, тем более что население в Белоруссии по преимущес-
тву атеистичное или хотя бы не шибко "воцерквлённое".

Валить на византизм, православие, азиатчину -- значит ограничи-
ваться мутным псевдообъяснением российских реалий, из которого не
следуют никакие толковые рекомендации, а следует только одно: на-
до тупо копировать Западную Европу. Кстати, Пётр Чаадаев в своё
время настолько взъелся на византизмоазиатчину, что даже перешёл
в католичество. И что? От геморроя его это не избавило, как и
следовало ожидать. Потому что надо было всего лишь вести здоровый
образ жизни, а западнизм располагает к этому не более, чем вес-
тизм.

Прежде, чем решать, какая страна живёт лучше, надо разобраться
с тем, а что такое лучшая жизнь. Скажем, я не считаю, что обиль-
ное потребление, продвинутая медицина и "демократия" идут народу
на пользу, а кто-то ж считает, что таки идут. Чем комфортнее
условия жизни, тем менее живучи пребывающие в них организмы -- и
тем более зависимы от разнообразной "поддержки" (таблеток, психо-
терапии и т. п.). Вот автомобильство реально и очень жутко вредит
(травит, вгоняет в расходы, разрушает биосферу), а византизм и
азиатчина -- это чушь собачья, не уводите дискуссии в сторону.

Ещё разберитесь с тем, что такое прогресс, а что -- деградация,
которую с ним часто путают. А если не разобрались, то -- "вареж-
ку" на замок: о феномене России и о судьбе оной вам рассуждать
рановато.
Tags: Запад, Россия, католицизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments