streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Categories:

О полезности средневековых соборов

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/BT/BELARUS/Polotsk.htm)

Некоторые говорят: соборы были продуктом абсурдизма и заблужде-
ний. Цена у них была высокая, а настоящей пользы от них было
мало.

Это не так. У соборов на самом деле было (и частью есть) множе-
ство серьёзных функций. Там можно (было) ...
- прятаться от дождя, жары, холода;
- отдыхать сидя, даже дремать, притворяясь, что глубоко
задумался о Боге (лично я так делал неоднократно);
- назначать встречи;
- устраивать массовые собрания в плохую погоду;
- хранить городские архивы;
- собирать условные ценности на чёрный день;
- погребать великих людей (не бросать же их где попало!);
- торговать свечами, сувенирами и охмуряющей литературой;
- размышлять;
- заниматься психотерапией (через проповеди, исповеди
и т. п.);
- устраивать ритуальные мероприятия (плебс без них не
может);
- укреплять общество: внушать низшим преклонение перед
высшими -- способными создавать и украшать соборы;
- промывать мозги народным массам по конкретным поводам.

Если кто-то хотел -- и умел -- рисовать, его отправляли укра-
шаать изнутри местный собор, пусть и под строгим надзором священ-
нослужителей, и стены с заборами оставались в городе чистыми. Кто
не очень хорошо рисовал, но тоже рвался в вечность, тот задейст-
вовался в соборе на подхвате: работал над фоном, над цветочками и
узорами.

Торчащие башни соборов до сих пор помогают ориентироваться в
городах.

По башням соборов можно было наводить артиллерию. Или же, на-
оборот, использовать их как артиллерийские наблюдательные пункты.

Соборы дополнительно пригождались, когда вдруг начинали требо-
ваться большие прочные огнестойкие помещения. В военное время в
них устраивали госпитали, конюшни, тюрьмы, склады. Кстати, пред-
ыдущую версию полоцкого Софийского собора использовали как поро-
ховой склад. Афинский Парфенон, между прочим, в свой последний
раз был задействован как пороховой склад тоже.

Старинный собор -- это артефакт. А об истории лучше судить по
артефактам, а не по субъективной писанине.

Да, есть и "бесхрамовые" ветви христианства. Они очень эконом-
ные. Но рулят в мире не они. Они прозябают в глубоком маргинуме.
А почему? А в первую очередь потому, что не отвечают массовым
потребностям трудящихся: не обеспечивают красоты, величия, уюта,
высокопрофессионального духовного сервиса, крыши над готовой в
нужный момент.

Людям рационального склада представляется, что соборы -- это не
совсем хорошо, потому что это всё-таки здания, посвящённые арха-
ичному культу вымышленных существ, который мешает людям проры-
ваться к важным истинам и вести здоровый эффективный образ жизни.
Но соль в том, что только немногие индивиды сильны интеллектом и
самостоятельны духом, а остальных неудержимо тянет на бездумное
поклонение кому-то, стоящему над ними. А если выбирать между вы-
думанным существом и каким-нибудь реальным зажравшимся тираном,
то менее вредным вариантом может таки оказаться выдуманное сущес-
тво (хотя между ним и верующими и норовят встрять раскормленные
служители культа).

Людям рационального склада также представляется, что лучше бы
нечёсанные предки строили вместо соборов более качественные рату-
ши, крепости, арсеналы, больницы, дворцы и т. п. На это заметим,
что именно у соборов был наибольший шанс уцелеть в веках и что
как раз в основном поэтому культовые здания обычно оказываются
самыми древними в том или ином городе, а не потому что на ратуши,
крепостные стены и т. п. расходовалось меньше материала. Чем храм
древнее, тем он намоленнее, уважаемее. Бомбардировать, ломать,
поджигать храм -- последнее дело: люди боялись гнева Господня.

Хватает соборов, выстроенных на остатках более древних церквей.
Но эти церкви в основном либо сгорали, либо разрушались стихией,
либо разваливались от старости, либо таки получали тяжёлые повре-
ждения в боевых действиях. Но, наверное, в Европе за тысячу лет
ни один собор (= главный храм города) не исчез: не был заменён
площадью, дворцом, казармой и т. п. Второстепенные культовые зда-
ния иногда исчезали, это да.

Многие крепости и замки были срыты по политическим причинам или
для замены чем-то более современным, а храмы оставались.

Разрушались по причине религиозной или этнической неприязни ме-
чети и синагоги. Во времена Великой Французской революции постра-
дал от безбожников собор Парижской богоматери. Потери архитектур-
ных ценностей из-за большевиков были и вовсе неисчислимы. Но: чем
крупнее и эффектнее был храм (= чем дороже, "абсурднее"), тем
больше у него был шанс уцелеть. Правда Варшавский православный
собор был уничтожен пилсудчиками в середине 1920-х как раз из-за
того что он был крупным (самым высоким зданием в Варшаве) и очень
качественным. Но он хоть был 1894-1912 гг. постройки, и часть его
мозаик была таки сохранена и осела в Барановичах, а яшмовые
колонны пошли на королевскую крипту в Кракове, где среди монархов
упокоился... маршал Пилсудский.
Tags: Белоруссия, поездки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments