streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Categories:

Белоруссия как страна профуканных возможностей

Бенякони как деревня с правильным ксёндзом (09.05.2020)
Когда-то недурственные путткаммеровские Больтеники (09.05.2020)
Умопомрачительно прекрасные Гайтюнишки (09.05.2020)
Проходная Городея (09.05.2020)
Городище, которое под Барановичами (09.05.2020)
Ишколдь как деревня с действительно старинным костёлом (09.05.2020)
Обелорусившиеся Конвелишки (09.05.2020)
Почти не стареющий Минск (09.05.2020)
Нача как последнее пристанище Теодора Нарбута (09.05.2020)
Новая Мышь как бывшая столица маленького графства (09.05.2020)
Заросшее имение Павлиново (09.05.2020)
Католичная Полонечка (09.05.2020)
Командорские Столовичи (09.05.2020)
Тонущее в зелени Вольно (09.05.2020)

Почему Белоруссию можно определять как яму в европейском куль-
турном континууме? Потому что в Белоруссии...
- архитектура простовата;
- музейного старья мало, в музеях зачастую выставляются
муляжи и копии;
- старых книг на руках сравнительно немного (об этом можно
судить по букинистическим магазинам);
- нет и давно уже не было своих бесспорно великих писателей,
поэтов, композиторов, учёных, философов (раскрученные талан-
тики -- не в счёт); способные люди предпочитали отсюда
сбегать, записываться в другие народы;
- умственная деятельность носит по преимуществу подражательный
характер;
- умные креативные люди по большому счёту, как правило, не
востребованы и чувствуют себя неуютно (им более или менее
дискомфортно везде, но здесь особенно);
- отсутствуют реализации собственных крупных прорывных проек-
тов;
- эстетизм национальной жизни, национальной государственности
простоват, недоразвит;
- много лет спокойно держится специфическая серенькая
власть, даже не прибегающая к сколько-нибудь значительным
репрессиям.

Культурная ямистость Беларуси бывает не очень заметна из-за то-
го, что тут хватает наносного и привозного: если хочешь почитать
хорошую книжку, посмотреть качественное кино или с кем-то пооб-
щаться в интернете, это в принципе доступно даже в тропической
Африке. А вот сходить на вечер встречи с каким-нибудь местным ти-
таном духа и немножко поспорить с ним вживую уже не получится, по-
тому как нету их. А если они всё-таки есть, то прячутся. Точнее,
не имеют возможности заявить о себе. И они не рискуют проводить
вечера встреч, поскольку будет очень трудно и найти помещение, и
разместить объявления, и заполучить хоть сколько-нибудь продвину-
тых интересных гостей, а не кучку самоуверенных дураков, скучаю-
щих пенсионеров и платных "наблюдателей" в лучшем случае. Те,
кому положено, будут ведь считать, что это понемногу готовится
культурная и организационная почва для политического заговора или
восстания, -- и ведь нельзя сказать, что они будут совсем не
правы.

Почему Белоруссия стала неявной культурной ямой -- вопрос сложный.

На этой территории было много жутких разрушительны войн -- таки
да. Для сравнения: давно ли враги захватывали Астрахань, Казань,
Саратов, Нижний Новгород?

Ещё одна причина -- обилие лесов-болот при сравнительно редком
населении и очень плохих дорогах: от нападавших было проще скрывать-
ся, чем отбиваться в шедеврах крепостной и замковой архитектуры.

Далее, если наметилась культурная ямистость, то пошло и разбегание
особо умных и особо активных людей. А чем больше они разбегались,
тем ямистее становилась яма и тем серьёзнее были основания разбе-
гаться.

Потм, где грязно, там плебс охотнее добавляет отходов своей жизне-
деятельности -- в силу своей обезьянистости. То же с устройством го-
родов и весей: где повадились строить убого, там это и продолжается,
потому что привычно. И эта убогость среды обитания вульгаризующе
действует на менталитет.

Скорее всего, в культурную недоработанность теперешней Белоруссии
внесло свою лепту и обилие еврейского населения, наблюдавшееся здесь
аж до начала 1990-х, а до Второй Мировой войны бывшее и вовсе потря-
сающим, особенно в больших городах. Не хотелось бы лить воду на мель-
ницу антисемитов, но бегать от фактов -- это тоже не хорошо. Евреи
стремились делать за белорусов всю культурную работу: управленческую,
научную, творческую, учительскую и т. п. И получать за них высшее
образование, а потом уезжать. Евреи даже брались развивать за бело-
русов их специфическую НАЦИОНАЛЬНУЮ культуру. Так что и "холокост",
получается, ударил по местным культурным кадрам особо сильно.

А дальше пошло-поехало по замкнутому кругу: интеллектуально скром-
ная власть держит в состоянии интеллектуальной скромности население,
а интеллектуально скромное население не раздражается простотой стоя-
щей над ним власти и в целом охотно подпирает её. И оппозиция в стра-
не такая же интеллектуально скромная, как власть, потому что сформи-
ровалась в той же убогой культурной среде.
Tags: Белоруссия, поездки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments