streithahn (streithahn) wrote,
streithahn
streithahn

Categories:

Велосипедство как заскок и социальная проблема.

(Полный текст: http://samlib.ru/editors/b/burxjak_a_w/bicycles.shtml)

Меня забеспокоил некто Ян Гейл (Jan Gehl, 1936 г. рождения).
Старичок числится супермегагуру по части "переориентации городс-
кого дизайна на пешеходов и велосипедистов". Ясное дело, что это
человек подвошный (см. "подвох") -- данаец, дары приносящий. Но
разобраться, в чём данайская фишка, не просто. Но попробуем.

В программной книжке Гейла "Города для людей" слово "деавтомо-
билизация" не встречается ни разу. Мэтр крутится и так, и этак,
только бы не высказаться по поводу автомобилей чётко и по сущест-
ву. Некоторая деавтомобилизация у Гейла, конечно же, получается,
но у него она -- неакцентируемый побочный продукт: нечаянный и
почти что досадный. Фразу "компактный город" я в этой книжке таки
встретил один раз, но не у светоча, а в предисловии от некого
Ричарда Роджерса. А ещё я не увидел там -- даже у Роджерса -- та-
ких слов, как "бездомные", "алкоголики", "иммигранты","граффити",
"минимальное жилище", "социальное неравенство", "трущобы", "деге-
нерация" и т. п.

В общем, эта книжка очень западоидская: никаких подоплёк толком
не раскрывающая, НИКОГО КОНКРЕТНО НЕ ЗАДЕВАЮЩАЯ. Зауженная, гла-
денькая, скользкая. Написанная вырождающимся элоем из европейско-
го санатория для таких же вырождающихся элоев -- живущих в мирке
своих фикций и в упор не замечающих того, что санаторий весьма
уязвим, понемногу разрушается, а коренных пациентов, вымирающих
из-за чрезмерной кормёжки, постепенно замещают пришлыми.

* * *

Свой Клондайк Гейл нашёл в 1960 году и в дальнейшем эксплуати-
ровал всего две золотые жилы: пропих "велосипедной культуры" и
приспособление городской среды под праздношатающихся пустообщаю-
щихся элоев-потребленцев.
Козырь Гейла -- велосипедизация и элоизация Копенгагена, кото-
рую он приписывает в основном себе.
О счастливых велосипеднутых копенгагенцах.
Я охотно верю, что очень многие копенгагенцы более-менее до-
вольны своей велосипедностью: во-первых, они к этому привыкли
(как некоторые другие привыкли к своей автомобильности, лошад-
ности, верблюдности, пешеходности и т. п.); во-вторых, им 50 лет
вдували в уши, что велосипедистость -- это хорошо.
Я также уверен, что многие там велосипедничают вынужденно: нет
денег на автомобиль или же некуда его ставить в городском районе,
имеющем старую планировку. Ещё многие в основном ходят пешком или
ездят на автомобиле, а велосипед держат больше на всякий случай,
но считают, что они тоже велосипедники -- "передовые", "правиль-
ные", чуть ли не спасители планеты от ужасов климатических
изменений.
* * *
Зачем нужны Гейлы. Представим себе город, мало пригодный для
жизни (обычное дело!): отравленный автомобильными выхлопами и
вредными выбоосами предприятий, заставленный автомобилями по
самое не могу, забитый мерзкой рекламой, загаженный бомжами,
алкоголиками и собаками, раскрашенный разноцветными иммигрантами,
замазюканный граффитистами, затерроризированный футбольными
фанатами, арабскими бомбистами и просто разболтанной молодёжью
и т. д. У города есть мэр (бургомистр, аким и т. п.), разумеется.
По поводу жуткого состояния города этому мэру и т. п. проедают
плешь всякие активисты. Что делать?! А приглашает мэр какого-
нибудь "раскрученного" гуру, хорошо принимает его, хорошо платит,
и тот выдаёт ему РЕКОМЕНДАЦИИ: цветочков насадить, скамеечек
наставить, накормить волков, сохранить овец. Мэр принимает эти
рекомендации со всей напускной серьёзностью и частично даже
реализует их (и они таки помогают -- как мёртвому припарки или
чуть больше), в результате чего мэр получает возможность
убедительно говорить: "мы много работаем над этим", "делаем всё
возможное", "привлекаем лучших специалистов", "широко используем
чужой опыт", "идём в ногу со временем", "достигли заметных
успехов по многим показателям, к примеру, по числу уличных
скамеек для бомжей" и т. д. Заслон в форме заморского светоча
существенно защищает мэра от критиков и подсиживальщиков, и
вокруг мэрова черепа уже чуть ли не мерцает аура тоже-экологиста.
Tags: Ян Гейл, деавтомобилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments